Транспортировка грузов и корреспонденции в пределах Российской Федерации имеет свои особенности, связанные с рядом объективных факторов. Прежде всего, это касается перемещения документов и продукции между отдаленными регионами.
Большая территория
Расстояние между Смоленском и Владивостоком по прямой немногим менее 7000 км, а чтобы добраться из одного города в другой на машине требуется почти 100 часов. И это если ехать без остановок и заторов, с одной и той же скоростью. В реальных условиях такое автомобильное путешествие растягивается на 2-3 недели – и это не предел.
От Смоленска до Владивостока по прямой – 6770 км
Расстояние между северными и южными границами РФ ощутимо меньше, но, в то же время, почти в 5 раз больше, чем между крайними северной и южной точкой Германии.
Климатические различия
Даже в регионах России, которые находятся в одном и том же климатическом поясе, погодные условия могут разительно отличаться. Что же касается южных и северных областей, то эти отличия еще существеннее. Колебания температур особенно критичны при долгосрочных транспортировках продукции, особо чувствительной к этому показателю.
Более всего от превратностей погоды зависит автомобильный транспорт – обледеневшие либо, наоборот, расплавленное от жары дорожное полотно, проливные дожди и снежные заносы способны не только удлинить сроки доставки, но и привести к порче товаров и корреспонденции, если автомобиль не оборудован надлежащим образом.
Суровой российской зимой дорожное полотно зачастую необходимо в буквальном смысле слова откапывать из-под снега
Состояние автомобильных дорог
В последние годы в стране активно ремонтируются старые и строятся новые автодороги, включая скоростные многополосные магистрали, связывающие между собой отдельные регионы. При этом состояние дорожного полотна даже одной и той транспортной артерии может существенно различаться – от отличного и приемлемого до посредственного и неудовлетворительного.
В последнем случае логистам приходится выстраивать маршруты по объездным путям, что значительно удлиняет сроки доставки грузов, а также расходы на топливо и амортизацию, которые автоматически закладываются в стоимость услуг перевозчика. И заказчикам приходится с этим мириться. Ничего не поделаешь, ведь всего лишь несколько сот метров разбитой ухабистой дороги способны остановить автопоезд на длительный вынужденный ремонт, а 30-40 км «стиральной доски» на вполне качественной трассе (например, между Пензой и Саратовом) – нанести непоправимый ущерб деликатному грузу.
Гравийка-«стиральная доска» способна стать причиной порчи хрупких товаров и поломок интеллектуальной техники
Небольшой процент профессионально работающих логистических компаний
Изобилие отечественных организаций, предлагающих транспортно-логистические услуги, обманчиво. К сожалению, в этой сфере услуг количество пока еще не перешло в качество.
Всего лишь в нескольких из сотен российских компаний работа поставлена на достойный уровень.
Грузоперевозки по РФ различными видами транспорта – распространенность и востребованность
Авиагрузоперевозки
Перевозка почты и товаров по воздуху практически не имеет альтернатив, если речь идет о доставке груза в труднодоступные районы страны и населенные пункты, удаленные от магистральных автомобильных и железных дорог, водных путей.
Также необходимо отметить, что авиадоставка грузов по России – оптимальное решение для динамичного бизнеса, особенно при необходимости транспортировки товаров и корреспонденции на большие расстояния. В связи с этим, авиагрузоперевозками активно пользуются столичные предприниматели, имеющие региональные представительства или торговых партнеров в восточных и северных регионах РФ.
Авиаперевозки документов и товаров по РФ – эффективное решение задач в условиях большой страны с суровым климатом
Стоимость авиаперевозки грузов по России из Москвы и области зависит от расстояния, а также от веса и габаритов груза, количества транспортируемых единиц, наличия страховки и объема услуг.
Автогрузоперевозки
Доставка грузов автомобильным транспортом очень распространена и наиболее востребована при перемещении товаров и документов на небольшие расстояния – в пределах города, одного или двух соседних регионов.
Доставка автопоездом не всегда гарантирует сохранность качества товара
Автоперевозки на большие расстояния также включаются в логистические схемы, но помимо больших сроков это связано с целым рядом проблем, включая высокую вероятность вынужденных простоев, возможность порчи чувствительной к колебаниям температур продукции (при отсутствии кондиционеров или их неправильной работе) и др.
Железнодорожные перевозки
Доставка грузов по железной дороге выходит на первое место тогда, когда транспортируются большие объемы сырья и полуфабрикатов:
- нефти и нефтепродуктов, леса, руды, угля, цемента, минералов, древесины, химикатов;
- непортящихся пищевых продуктов – муки, сахара, соли и др.
При перевозке грузов товарными поездами на дальние расстояния крайне важно убедиться в исправности и целевом назначении контейнеров, цистерн и вагонов, а также их пригодности к транспортировке продукции данного вида. В противном случае риски финансовых потерь возрастают в разы.
Погодные условия и ситуация на дорогах меньше влияют на передвижение железнодорожных составов, чем на движение автотранспорта, однако сильная метель, оползень или железнодорожная авария могут внести в график свои коррективы.
Расчистка железных дорог от снега в зимний период ведется регулярно, но возможности спецтехники ограничены
За счет конкурентных цен и хорошо развитой железнодорожной сети на нее в России приходится основная часть грузопотока. Но для бизнеса, в котором прибыль напрямую связана с оперативными сроками доставки товаров и корреспонденции, высокой интенсивностью оборота финансов, данный вариант не подходит.
Перевозки речным и морским транспортом
Перевозки грузов речным транспортом в России находят применение в регионах, связанных между собой реками и каналами. Этот очень недорогой и столь же медленный способ транспортировки на большей части территории страны сезонный – в зимнее время речная навигация «берет тайм-аут».
Перевозка морем стоит недорого, но спрос на нее в России невелик
Доставка грузов морем тоже весьма экономична и может быть приоритетной, если на первое место выходят объемы, а не время. Однако востребованность морских грузоперевозок внутри РФ ограничена особенностями географии – большая часть населенных пунктов и производственных объектов удалена от морского побережья на 400 и более км. Поэтому транспортировки морем включают в логистические схемы редко.